Опера «Майская ночь»

г. Санкт-Петербург, ул. Писарева, д. 20, Санкт-Петербург
Петербург.Центр
Поделиться

Соавторы «Майской ночи» — фигуры равновеликие: Гоголь

и Римский-Корсаков. Это поэтичное произведение создано молодыми: Гоголь

написал свою «Майскую ночь» двадцатилетним юношей, а для

Римского-Корсакова это всего лишь вторая по счету опера, и в день

премьеры композитору еще не исполнилось тридцати шести.
Декабрьским

вечером 1871 года счастливые, только что обручившиеся Николай

Римский-Корсаков и Надежда Пургольд читали вслух «Вечера на хуторе близ

Диканьки», дойдя и до особенно любимой «Майской ночи». Невесте

«оперность» сюжета была очевидна с самого начала. Именно Надежда, через

полгода ставшая уже женой композитора, не раз напоминала мужу о

гоголевском сюжете. В 1877-м Римский-Корсаков наконец занялся им

вплотную. Композитор подошел к «Майской ночи» основательно

подготовленным. Позади — углубленные штудии контрапункта (преподавая

студентам, молодой профессор Санкт-Петербургской консерватории

интенсивно учился и сам), работа с партитурами Глинки, изучение, записи,

обработки народных песен. Все это принесло плоды в «Майской ночи»,

написанной уже рукой мастера; тут есть всё, за что так любим

Римский-Корсаков: богатая и тонкая оркестровая палитра, гибкая мелодика с

узнаваемыми оборотами народных песен, отголоски древних языческих

обрядов, изумительная пейзажность (чего стоит одна «Украинская ночь»

перед третьим актом), юмор… Здесь впервые появляется и особый

корсаковский женский тип — хрупкое, неземное, сказочно прекрасное

создание — Панночка, за которой в свое время последуют Снегурочка,

Царевна Лебедь, Волхова…
«Майскую ночь» зрители впервые увидели

именно в Мариинском театре в 1880 году. Нынешняя постановка — юбилейная:

ее осуществили в 2009 году к двухсотлетию со дня рождения Гоголя.

Красивая, камерная постановка Александра Маскалина верна оригиналу:

режиссер не вступает в полемику с великими авторами, а создает для них

удобное сценическое пространство. Теноровая партия Левко — центральная

во всем произведении; это редкий для Римского-Корсакова (и не только)

случай, когда в оперной любовной истории акцент поставлен на юноше, а не

на девушке. Возможно, причина в том, что автора переполняли те же

чувства, которые испытывает его герой. Ведь недаром опера посвящена

любимой супруге композитора. Христина Батюшина